Раннее
государственное устройство. Рим унаследовал от эпохи
царей ряд фундаментальных общественных и политических
установлений. Древнейшее общественное устройство
характеризовалось наличием сплоченных семейств (familia) под
верховной властью отца (patria potestas), распространявшейся
как на членов семейства, так и на имущество. Многие рядовые
члены общины, в особенности отпущенные на свободу рабы,
становились клиентами более влиятельных граждан, патронов:
клиент был обязан оказывать патрону услуги и знаки уважения,
зато мог рассчитывать на защиту и помощь патрона.
Нравственный аспект этих взаимоотношений придал латинскому
слову fides («надежность, доверие») особый смысл.
Весь народ в Риме разделялся на две
группы, или два сословия – патрициев и плебеев (или плебс).
Плебеи, как можно предполагать, произошли из семейств
клиентов, освободившихся от опеки патронов, а также из
торговцев и ремесленников, осевших в процветавшем в период
этрусского владычества Риме. Плебеи были гражданами, они
служили в армии и голосовали, но в эпоху ранней республики
не имели права занимать общественные должности. Патриции
были группой наиболее влиятельных семейств, члены которых в
эпоху царей составляли сенат и конницу (equites). При
последних царях влияние патрициев снизилось, но в период
ранней республики они сделались привилегированной кастой,
обладавшей исключительным правом на ауспиции (толкование
знамений), магистратуры, членство в жреческих коллегиях и
судопроизводство.
Царя избирали на основании
божественного произволения, выражавшегося в знамениях;
избрание утверждалось сенатом и народом. Царь был жрецом,
судьей и главнокомандующим в одном лице. Его власть
основывалась на ауспициях (птицегадании), посредством
которых он мог обеспечить мир с богами и определить их волю,
а также на властных полномочиях (империи). По вопросам,
представляющим всеобщий интерес, царь регулярно
консультировался с советом старейшин, или сенатом, члены
которого назначались царем. Согласно традиции, первоначально
сенат насчитывал 100, затем 300 членов и состоял главным
образом (может быть, целиком) из глав знатных патрицианских
семейств. Эти патриции претендовали на роль надзирателей за
ауспициями; именно к ним переходили ауспиции в тех случаях,
когда следовало избрать нового царя; из сенаторов состояли и
выборщики нового правителя. Кроме того, в Риме царского
периода существовала изначальная форма народного собрания –
куриатные комиции, т.е. общее собрание курий, 30 племенных
групп, на которые был разделен весь римский народ.
Политическая власть курий, составленных в основном группами
семей, была ограниченной, однако вплоть до периода поздней
республики куриатные комиции собирались всякий раз, когда
нужно было принять закон, формально дававший кому-либо
властные полномочия (империй).
В соответствии с реформой,
приписываемой Сервию Туллию (почти наверняка она имела место
еще в царский период, а не в эпоху ранней республики),
граждане были разделены на трибы по месту жительства (в 509
до н.э. было всего 20 триб, из них 4 городские и 16 сельских).
Трибы, в свою очередь, в зависимости от имущественного ценза
и связанной с ним способности обзаводиться военным
снаряжением подразделялись на классы, классы – на центурии
(группы по 100 человек). Такая организация общества
сделалась при ранней республике еще одним видом
политического собрания – центуриатными комициями, т.е. общим
собранием 193 центурий, каждая из которых имела по одному
голосу. Однако непосредственной целью реформы Сервия Туллия
было, по-видимому, сведение всех граждан, как
привилегированных патрициев, так и простых плебеев, в
большое и боеспособное войско. Как и прежде, состоятельные
граждане и старейшины пользовались в центуриатных комициях
значительным преимуществом.